Христианские апологеты
Христиане, ограждая себя от нападений правительства, народа и ученых, предпринимали некоторые меры. Они обращались к властям, прося справедливо разобраться в их делах. Вместе с тем, они старались опровергать то, что писалось о них языческими учеными. Обязанность хлопотать и опровергать принимали на себя христианские писатели, называемые, поэтому апологетами.
Апологетические сочинения были двух видов: апологии судебные, написанные для правительства с целью побудить его оставить преследования христиан, и апологии научного характера, направленные против нападений на христианство языческой философии и вообще язычества. Апологии первого рода начинают появляться со времен Адриана. В царствование Антонина Пия выступил новый защитник христиан св. Иустин Философ, до принятия христианства принадлежавший к школе платоников. Он написал две апологии, из которых особенно замечательна первая. Особенно много апологетов выступило во время жестоких гонений на христиан при Марке Аврелии. Тогда писали апологии Мелитон, еп. сардийский, Клавдий Аполлинарий, еп. иерапольский, Афинагор, христианский философ и Мильтиад, христианский писатель. Такие апологии, большею частью, не достигали своей цели, почему к концу II в. совсем прекратились.
На все возражения против христианства последователи его отвечали множеством сочинений, в которых не только с успехом отстаивали свое вероучение, но, в свою очередь, выставляли основательные опровержения самого язычества с его религией и философией. Начиная со II века, на поприще христианской защитительной литературы, вступает ряд писателей, которые по своему научному образованию могли вполне спорить с языческими учеными.
Против неоплатоников написано было христианскими писателями много сочинений. Несколько книг против Порфирия написал св. Мефодий, еп. патарский, пострадавший около 310 г. Христианская письменность выступала еще против неоплатоников и вообще против язычества и после времени Константина Великого.