Церковные праздники
Христианское понимание праздников вытекает из ветхого завета. 7-й день, именовавшийся «субботой», был для жителей Израиля еженедельным воспоминанием сотворения мира, а также воспоминанием Исхода — освобождения израильтян от египетского рабства и символом завета Израиля с Богом. Первые христиане, большинство из которых было обратившимися иудеями, продолжали чтить субботу и праздновать иудейские праздники.
Для христиан первый день недели стал означать и начало нового творения, так как Иисус воскрес из мертвых «в первый день недели», а суббота считалась последним. Поскольку этот день следует за субботой, он получил наименование «восьмой день», чаще же христиане просто называли его «день Господень».
После место субботы, которая знаменовала завершение первого творения, у христиан заняло воскресенье, возвещающее о новом творении, начавшемся с воскресением Христа из мертвых. В церквах существовал обычай уделять каждый год особый день (или несколько дней подряд) для воспоминания спасительных страданий и воскресения Христа. Поскольку по времени эти события евангельской истории совпали с иудейским праздником Пасхи, а также по своему смыслу воскресение Христово, подобно иудейской Пасхе, стало избавлением от рабства, христианский праздник перенял ветхозаветное название и был более или менее близок к иудейской Пасхе по времени празднования.
В древней Церкви почти не было других праздников. После входят в обычай праздники Рождества Христова и Крещения, несколько позже, Вознесения. Число праздников заметно увеличивается празднованием различных событий жизни Иисуса Христа, Богородицы и некоторых святых.
Среди праздников различаются «неподвижные», т. е. приходящиеся неизменно на конкретное число конкретного месяца. И «подвижные», т. е. определяющиеся по лунно-солнечному календарю. Каждый праздник приобретает сложную литургическую разработку.