Христианские соборы мира

Готика и витраж

Готикой, или готическим стилем, называется направление в искусстве, господствовавшее в европейских странах, преимущественно в Западной Европе, в средние века. Здесь выступают черты феодально-церковного влияния. К тому же католическая церковь оказывала сильное воздействие на искусство, и оно в целом сохраняло религиозный, условный характер.

В эпоху готики были воздвигнуты замечательные архитектурные сооружения, в которых отразилось незаурядное мастерство горожан. В это же время возникла аристократическая, так называемая рыцарская готика, достигшая наибольшего развития в XV столетии. Ее отличали утонченность форм и консервативность. Она была лишена тех неотразимых черт и качеств, которыми были наделены произведения мастеров-горожан.

Основным видом искусства этой эпохи являлась архитектура. В те времена строились колоссальные соборы с высочайшими башнями, имевшие культовое и общественное значение, городские ратуши, замки феодалов, роскошные дома-особняки, здания рынков и многое другое. Окна украшались витражами, которые к этому времени отличались уже высоким художественным уровнем. На их качество оказывало влияние развитие живописи вообще и живописи на стекле в частности.

Появление новых красок обогатило палитры художников, теперь можно было передавать тонкие цветовые нюансы, светотень, живопись стала исключительно выразительной. Живопись витражей становилась сложнее, краски обладали поразительной красотой. В XV столетии живопись на стекле уже соперничает со стенной живописью. В XVI столетии на оконных стеклах появляются копии с произведений великих мастеров. В фигурной живописи по стеклу сцены компоновались на фоне узорчатых ковров, орнамент как бы являлся продолжением фигурных изображений.

В архитектурных формах были распространены готические порталы, крыши, балдахины, под которыми изображались отдельные фигуры, а позднее – целые группы. В эпоху готики витражи создавались целыми циклами, как например циклы витражей в готических соборах в Шартре и Бурже во Франции, в Кельне, Ульме и Нюрнберге в Германии. На исходе средневековья фигуры в живописи на стекле перестают быть условными, абстрактное превращается в конкретное, реальное.




2008-2012 (c) Права принадлежат администрации www.christian-church.ru
Пишите нам: cc@christian-church.ru